17 сентября 2020 года Всемирная организация здравоохранения и все страны мира второй раз отметят Всемирный день безопасности пациентов.
Этот день был учрежден в мае 2019 года на 72-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения, которая признала безопасность пациентов в качестве ключевого приоритета здравоохранения и приняла резолюцию «Глобальные действия по обеспечению безопасности пациентов».
Сегодня здравоохранение имеет возможность применения кардинально новых технологий, что позволяет достичь успехов в лечении многих заболеваний. Тем не менее, медицина является деятельностью повышенного риска. Нежелательные события могут возникнуть в результате любых медицинских вмешательств, даже при их правильном выполнении вне зависимости от того, имеют они диагностическую, лечебную или реабилитационную направленность.
Ключевая задача пациентов по обеспечении своей безопасности – стать частью команды при оказании медицинской помощи и участвовать в принятии решений, связанных со своим здоровьем.
Лучший способ снизить риски – быть активным при взаимодействии с медицинским персоналом, то есть своевременно обращаться за медицинской помощью, предоставлять полную и точную информацию о своем здоровье, не стесняться задавать вопросы и информировать медицинских работников о любом отклонении в состоянии своего здоровья при получении медицинской помощи. И не забывать, что профилактика заболеваний – основа здоровья и благополучия каждого члена общества. К ней относится ведение здорового образа жизни, ежегодное прохождение диспансеризации и профилактических осмотров.
В 2020 году важной составляющей данного дня является не только безопасность пациентов, но и медицинских работников. Особую значимость это приобретает при организации медицинской помощи в условиях пандемии, как залог стабильной и результативной работы медицинских организаций. Поэтому ключевой тезис Всемирного дня безопасности пациентов текущего года: «Высказываться в поддержку безопасности медработников!»
Глобальные цели Всемирного дня безопасности пациентов:
- расширение понимания проблемы обеспечения безопасности пациентов;
- повышение уровня участия населения в обеспечении безопасности медицинской помощи;
- активизация совместных действий пациентов и членов их семей, медицинских работников и государства, направленных на повышение безопасности и снижение вреда для пациентов.
Основные задачи медицинских работников по обеспечению безопасности пациентов:
- вовлечение пациентов в качестве партнеров при оказании медицинской помощи,
- командная работа для поиска решений проблем безопасности пациентов,
- постоянное профессиональное развитие для улучшения своих навыков и знаний,
- формирование культуры безопасности в медицинских организациях,
- мониторинг нежелательных событий, связанных с оказанием медицинской помощи,
- выявление и анализ системных ошибок для улучшения качества работы.
Информационные материалы, а также интерактивная карта запланированных мероприятий в рамках Всемирного дня безопасности пациентов в субъектах Российской Федерации представлены на сайте ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора
в разделе «Всемирный день безопасности пациентов».